2 июня 2021 года на платформе Zoom состоялся онлайн-семинар на тему «Социальная стохастичность как фактор неопределенности векторов современной трудовой мобильности», организованный в рамках проекта «Научно-методологические семинары».

Доклад доцента кафедры социологии труда и экономики предпринимательства ИнЭФБ Богатыревой Марины Руслановны был посвящен проблемам занятости, которые зачастую приобретают нестабильный, неопределённый и неустойчивый характер и превращается в прекарный. В то же время в некоторых случаях прекаризация носит и позитивный характер, стимулируя и побуждая работников к проявлению трудовой мобильности.

В докладе обсуждалась научная проблема, которая состоит в осмыслении на теоретическом и эмпирическом уровнях значительного увеличения трудоспособного населения, занятого неустойчивыми, нестабильными, негарантированными видами труда. Хотя феномен прекаризации труда и занятости был известен и на предшествующих этапах развития индустриального и постиндустриального общества, но именно на грани ХХ-ХХI веков он приобрел особое звучание – он начал стремительно расти, охватывая все новые и новые общности и группы трудоспособного населения. Естественно, возникает вопрос: а что представляют эти новые слои, являются ли они издержкой и побочным исключением из логики общественного развития, или это принципиально новое явление, которое требует более глубокого осмысления и определение их действительной роли не только в настоящем, но и в будущем времени? По мере накопления информации об этом социальном явлении возникает вопрос: можно ли говорить о них не как об отдельных социальных слоях (общностях, группах), а как о вполне определенном субъекте исторического процесса, который имеет свое обоснование и более того, может претендовать на собственное название – прекариат (от лат. precarium – неустойчивый, нестабильный, негарантированный)?

В условиях современной глобализирующейся и интеллектуализирующейся экономики все более явно высвечивается пласт проблем, связанных с прекаризацией. Термин «прекаризация» сегодня охватывает не только сферу труда, но и всю социальную сферу, меняя традиционную структуру общества в развитых и развивающихся странах. Прекариат – принципиально новое образование, означающее наличие социальных слоев (общностей, групп), которые олицетворяют отчуждение значительных социальных групп (работников многих отраслей производства, интеллигенции, работников сферы услуг) не только от результатов труда, но и от всего общества и испытывающих особые, специфические, нередко изощренные формы эксплуатации их труда, их знаний, их квалификации, что, в конечном счете, влияет на качество их жизни.

 

                

 

В определении данного феномена подчеркивается недобровольный характер трансформации отношений занятости и многообразие форм проявления. К таким формам относят принудительную неполную занятость в официальной экономике; «замену» бессрочных или долгосрочных трудовых контрактов на срочные трудовые или гражданско-правовые договоры; наем работников через частные агентства занятости с нарушением трудовых и социальных прав; перевод трудовых отношений в неформальные формы и др.

Особый интерес у присутствующих вызвали вопросы, связанные с ситуацией в системе высшего образования, с влиянием прекариата на научно-педагогических работников.  

Происходящие изменения в системе образования Российской Федерации, обусловленные необходимостью вывести отечественные университеты на качественно новый уровень, приводят к тому, что вузы вынуждены искать и апробировать новые инструменты работы с персоналом, которые позволят побудить научно-педагогических работников к реализации активной трудовой деятельности, проведению не только педагогической, но и административной, научной и публикационной работы. Идеальный работник современного вуза становится тем универсалом, который способен эффективно обучать студентов, заниматься исследовательской деятельностью, обладать предпринимательскими навыками, позволяющими внедрять научные разработки в практику, осуществлять административную работу, вести профориентационную работу, выполнять многие другие трудовые функции.

На стыке выделенных трендов усиливаются противоречия в интересах субъектов труда, действующих на рынке труда системы высшего образования, как результат –обостряется прекаризация занятости научно-педагогических работников, усиливается их стремление к трудовой мобильности.

В дискуссии принимали активное участие преподаватели и студенты.