23 марта БашГУ полностью перешел на дистанционное обучение студентов. Теперь для проведения занятий преподаватели используют самые разные онлайн-сервисы и инструменты. Основной — система дистанционного обучения (СДО) БашГУ, которая работает в вузе с 2012 года. Мы запускаем серию публикаций, в которых преподаватели Башгосуниверситета будут делиться личным опытом разработки онлайн-курсов и использования СДО в своей работе. Герой первого материала — доцент кафедры социологии труда и экономики предпринимательства, руководитель Цифровой мастерской преподавателя ИНЭФБ Олег Алексеев.

 

О начале «дистанционного пути»

— Дистанционный формат занятий на платформе СДО БашГУ я практикую с 2014 года. Прошел подготовку на трех очных курсах повышения квалификации, организованных отделом развития информационных образовательных технологий БашГУ. Использовал видеоуроки, разработанные замначальника отдела Анастасией Путинцевой.

Первый электронный обучающий курс (ЭУК) запустил для поточной дисциплины 1 курса бакалавриата направлений экономики и менеджмента. В связи с введением балльно-рейтинговой системы потребовалось масштабно организовать самостоятельную работу студентов в дистанционном формате. Это позволило регулярно занимающимся студентам набирать необходимые баллы для допуска к экзамену, хотя нагрузка преподавателя существенно возросла из-за необходимости постоянной проверки заданий.

Сейчас у меня пять зарегистрированных курсов: три для бакалавриата, два для магистратуры. Также использую для обучения курсы, еще находящиеся в разработке: выкладываемый контент сразу запускаю в работу для студентов.

 

О плюсах и минусах дистанционного обучения

— Это особенно актуальная форма для организации учебного процесса студентов заочной формы обучения. Но и для очников эффективный дополняющий инструмент, позволяющий организовывать самостоятельную работу. Важно, что взаимодействие со студентом в электронном формате оставляет «цифровой след». Это снимает возможные вопросы о предвзятости преподавателя при проведении аттестации по дисциплине.

Плюсы в таком режиме обучения очевидны: он позволяет стимулировать студентов к регулярным занятиям по дисциплине (на курсе можно задать график изучения ЭУК, установить дедлайны выполнения заданий текущего и рубежного контроля), консультировать в чате, обсуждать проблемные вопросы на форуме и т.п. Главное для динамичной современной молодежи — обучаться можно в любое удобное время и месте, даже в дороге, со смартфона.

Минус есть лишь для преподавателя: нагрузка возрастает в разы. Не все задания можно организовать в виде тестов (например, разбор кейсов, отчеты по лабораторным работам и т.п.). Приходится проверять лично. Нужно отвечать на вопросы в онлайн-режиме по индивидуальным запросам студентов. Так что один «электронный час» нагрузки преподавателя не менее интенсивен, чем тот же час аудиторных занятий.

Конечно, требуется дополнительное стимулирование преподавателей, хотя многие осознают, что переход на новые образовательные технологии неизбежен. На рынке образования удержится тот, кто сумеет вовремя освоить новые функции и роли: тьютора, ментора образовательных стартапов, организатора проектного обучения и т.п.

 

Об отношении студентов

— Мы дожили до тех времен, когда «яйца учат курицу, а цыплята – петуха». Продвинутые студенты могут научить преподавателя некоторым учебным инструментам, начинают диктовать удобные для них форматы обучения. Мы уже живем внутри «префигуративной» культуры отношений (по Маргарет Мид), когда «младшие начинают учить старших».

Что касается резкого перехода на дистанционное обучение, думаю, студенты не испытали особого стресса. Ведь часть текущих учебных курсов у многих преподавателей уже была запущена с дополнительным дистанционным форматом. Главное, постоянно поддерживать со студентами контакт и управлять их самостоятельной работой, не пускать все на самотек. Распределить нагрузку, составить расписание контрольных и формы отчетных мероприятий по дисциплинам. И, разумеется, не забывать интересоваться их здоровьем!

Некоторые студенты неправильно поняли ситуацию и посчитали, что ввели «дополнительные каникулы», многие «раскачиваются». Необходимо их сейчас мобилизовать и настроить на занятия. В противном случае ближе к зачетной сессии наросший «вал» работы «сметет» преподавателей.

 

О рекомендациях коллегам

— Коллегам советую развивать навыки использования дистанционных форм обучения. Для этого есть видеоуроки на сайте СДО БашГУ, масса бесплатных вебинаров (в том числе на страничке нашей Цифровой мастерской преподавателя ИнЭФБ). Сейчас открыт бесплатный доступ к сотням бесплатных онлайн-курсов крупнейших вузов России. Можно найти курсы повышения квалификации и переподготовки на страничках Института непрерывного образования БашГУ и дополнительного образования Института экономики, финансов и бизнеса. Можно даже подобрать аналогичный обучающий курс с видеолекциями по своей дисциплине, подписать на него студентов и учитывать прохождение курса при осуществлении контроля и аттестации по своей дисциплине.

Считаю, что и у нашего вуза, и в целом у российского образования есть все возможности для успешного продолжения образовательного процесса. В общем, «работаем, коллеги!».

1.  Выступление руководителя центра дополнительного профессионального и электронного образования ИНЭФБ БашГУ Алексеева О.А. по проблемам дистанционного обучения  на канале "Вся Уфа"

 

1. Вебинар Института онлайн-образования "Как работать С ОНЛАЙН-КУРСАМИ"

Запись вебинара

Материалы вебинара

 

2. Вебинар Центра ПИРСО : Применение сервисов Google в педагогической деятельности

Запись вебинара

Материалы вебинара

 

3. Skills Puzzle 5.0

 

4. Образовательные порталы для «hard», «soft» и «self skills»

 

5. Вебинар от издательства ЮРАЙТ «Современный учебный курс: как добиться максимума за отведенные часы»

Запись вебинара

Презентация вебинара

В Институте экономики, финансов и бизнеса на основании приказа №851 от 28.06.2019 создан Попечительский совет ИНЭФБ БашГУ.

Основными целями деятельности Попечительского совета ИНЭФБ являются:

–  содействие решению текущих и перспективных задач развития Института экономики, финансов и бизнеса;

– содействие привлечению финансовых и материальных средств для обеспечения деятельности и развития Института, а также осуществление контроля за использованием таких средств;

– содействие совершенствованию материально– технической базы Института;

– участие в разработке образовательных программ высшего образования, реализуемых Института, для обеспечения учета в этих программах требований заинтересованных работодателей к выполнению выпускниками трудовых функций.

Состав попечительского совета ИНЭФБ:

 

Председатель Попечительского совета ИНЭФБ –

Зарафутдинов Рустам Ришатович,

директор ГУП ТРК «Башкортостан»

 

Заместитель председателя Попечительского совета ИНЭФБ – 

Байбулатов Ильдар Зинурович,

Президент Фонда поддержки регионального сотрудничества и развития

 

Мухаметдинов Ирек Радилович,

управляющий банка ВТБ в Республике Башкортостан

 

 Киреев Артем Александрович,

 управляющий директор-ООО «Региональный оператор «Эко - Сити»

 

 

Самсонов Алексей Николаевич,

директор регионального филиала АО Россельхозбанк в Республике Башкортостан 

 

Юнусов Булат Фанисович,

руководитель регионального операционного офиса АО «Банк ДОМ РФ»

 

Зиннуров Ришат Робинзонович,

директор ООО "ФАСАДЦЕНТР"

 

Карамышева Елена Станиславовна,

руководитель службы закупок и логистики «Dasko Group»

 

 

1. Образовательная платформа «Юрайт» приглашает преподавателей и сотрудников Башкирского государственного университета на обучающий вебинар

 

2. Вебинары от Юрайт

 

3. Онлайн-курсы от "Директ-Академии"  

 

4. 15-я Национальная научно-практическая конференция "Новые модели поведения рыночных игроков в условиях цифровой экономики"

29-30 октября 2020 г. дедлайн : до 30 июня 2020 г. – срок представления научной статьи на электронную почту Конференции.

 

5. Программа повышения квалификации РЭУ им. Г.В. Плеханова «Цифровая экономика и цифровые технологии» (уже идет!)

 

6. Новости Университета 20.35 

 

7. Аналитический отчет АНО ДПО «Корпоративный университет  Сбербанка» «Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики» 

 

8. Цифровые технологии для вуза: «Директ-Академия» - новые вебинары и курсы (23−30 марта)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Mentimeter – бесплатный сервис для создания интерактивных презентаций с обратной связью в реальном времени. Позволяет обмениваться отзывами в реальном времени по мобильному телефону с помощью презентаций, опросов или мозговых штурмов на занятиях, собраниях  и других групповых мероприятиях.  https://www.mentimeter.com/app

Презентация и ссылка на видеоинструкцию

Инструкция в pdf

Аналоги:  Sli.do ; Wooclap ; polleverywhere.com (Инструкция в pdf)

 

Sli.do – сервис для быстрого взаимодействия с аудиторией в ходе онлайн-мероприятий. Удобен для организации обратной связи с аудиторией - создания опроса и сбора мнений во время конференции, лекции, тренинга, мастер-класса.

 https://www.sli.do/

Инструкция в pdf

 

Wooclap. В реальном времени позволяет  перейти  к любому голосованию, переключаться между презентацией и голосованием, отображать рейтинг в режиме «соревнования».

https://app.wooclap.com/home

 

Он-лайн тестирование на занятии  с помощью  Socrative.

Бесплатный сервис, позволяющий быстро создавать викторины, голосования, опросники и тесты. Более того, Socrative предоставляет возможность быстро просмотреть результаты тестирования в реальном времени и оценить прогресс не только всего класса, но и каждого ученика. Одновременно можно тестировать до 50 человек.

Пошаговая инструкция для использования https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=Ms8qK9B6kGc

Инструкция в pdf

 

Kahoot - сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. Позволяет создавать интерактивный контент для вовлечения обучающихся, использовать его как в аудитории, так и для самостоятельной работы студентов. Отчасти эта программа напоминает Socrative. Студенты могут отвечать на созданные преподавателем тесты с планшетников, ноутбуков, смартфонов, с любого устройства, имеющего доступ к Интернету. Созданные в Kahoot задания позволяют включить в них фотографии и даже видеофрагменты.

Пошаговая инструкция для использования https://marinakurvits.com/kahoot/

Инструкция в pdf

 

EDpuzzle – бесплатный сервис для создания интерактивных онлайн-уроков на основе видео-фрагментов. Позволяет добавлять аудио и текстовые заметки, вопросы и задания к ним, проводить онлайн викторины и отслеживать прогресс учащихся.

 

Sutori – инструмент для создания интерактивного учебного материала; историй в формате «сторителлинг» с фотографиями, видео, цитатами, ссылками и опросами; совместные презентации; подготовка заданий и планов занятий.

 https://www.sutori.com/dashboard

 

Sessionlab.com (Инструкция в pdf)

 

ActivePresenter - это программное обеспечение для записи экрана, редактирования видео и расширенного электронного обучения. Благодаря быстрой технологии интеллектуального захвата экрана и мощной среде разработки ActivePresenter включает в себя все инструменты, необходимые для записи экрана, аннотирования и простого преобразования вывода в видео (AVI, WMV, MP4, WebM, MKV), интерактивного моделирования HTML5 или других форматов документов (PDF, DOCX, PPTX, XLSX, HTML). Выходные данные также могут быть упакованы в SCORM-совместимый или xAPI-пакет для импорта и использования в большинстве современных систем управления учебным контентом (LMS). Одна из самых сильных сторон пакета ActivePresenter — это разнообразные обработки записи с экрана (кадрирование, нарезка, склейка и рисование, создание подписей). В этом пакете можно создать полноценный видеоролик для учебного курса или демонстрации, не притрагиваясь к сторонним системам видеомонтажа. Можно наглядно показать щелчки мыши, положение и движение курсора, нажатия клавиш, операции перетаскивания элементов и многое другое. Мощная библиотека монтажных инструментов помогает добавлять текст, графику, готовые фигуры (стрелки, круги и т. д.), высвечивание элементов, врезки увеличенного или уменьшенного масштаба, переходы между слайдами и т.д.

Инструкция в pdf