23 марта БашГУ полностью перешел на дистанционное обучение студентов. Теперь для проведения занятий преподаватели используют самые разные онлайн-сервисы и инструменты. Основной — система дистанционного обучения (СДО) БашГУ, которая работает в вузе с 2012 года. Мы запускаем серию публикаций, в которых преподаватели Башгосуниверситета будут делиться личным опытом разработки онлайн-курсов и использования СДО в своей работе. Герой первого материала — доцент кафедры социологии труда и экономики предпринимательства, руководитель Цифровой мастерской преподавателя ИНЭФБ Олег Алексеев.

 

О начале «дистанционного пути»

— Дистанционный формат занятий на платформе СДО БашГУ я практикую с 2014 года. Прошел подготовку на трех очных курсах повышения квалификации, организованных отделом развития информационных образовательных технологий БашГУ. Использовал видеоуроки, разработанные замначальника отдела Анастасией Путинцевой.

Первый электронный обучающий курс (ЭУК) запустил для поточной дисциплины 1 курса бакалавриата направлений экономики и менеджмента. В связи с введением балльно-рейтинговой системы потребовалось масштабно организовать самостоятельную работу студентов в дистанционном формате. Это позволило регулярно занимающимся студентам набирать необходимые баллы для допуска к экзамену, хотя нагрузка преподавателя существенно возросла из-за необходимости постоянной проверки заданий.

Сейчас у меня пять зарегистрированных курсов: три для бакалавриата, два для магистратуры. Также использую для обучения курсы, еще находящиеся в разработке: выкладываемый контент сразу запускаю в работу для студентов.

 

О плюсах и минусах дистанционного обучения

— Это особенно актуальная форма для организации учебного процесса студентов заочной формы обучения. Но и для очников эффективный дополняющий инструмент, позволяющий организовывать самостоятельную работу. Важно, что взаимодействие со студентом в электронном формате оставляет «цифровой след». Это снимает возможные вопросы о предвзятости преподавателя при проведении аттестации по дисциплине.

Плюсы в таком режиме обучения очевидны: он позволяет стимулировать студентов к регулярным занятиям по дисциплине (на курсе можно задать график изучения ЭУК, установить дедлайны выполнения заданий текущего и рубежного контроля), консультировать в чате, обсуждать проблемные вопросы на форуме и т.п. Главное для динамичной современной молодежи — обучаться можно в любое удобное время и месте, даже в дороге, со смартфона.

Минус есть лишь для преподавателя: нагрузка возрастает в разы. Не все задания можно организовать в виде тестов (например, разбор кейсов, отчеты по лабораторным работам и т.п.). Приходится проверять лично. Нужно отвечать на вопросы в онлайн-режиме по индивидуальным запросам студентов. Так что один «электронный час» нагрузки преподавателя не менее интенсивен, чем тот же час аудиторных занятий.

Конечно, требуется дополнительное стимулирование преподавателей, хотя многие осознают, что переход на новые образовательные технологии неизбежен. На рынке образования удержится тот, кто сумеет вовремя освоить новые функции и роли: тьютора, ментора образовательных стартапов, организатора проектного обучения и т.п.

 

Об отношении студентов

— Мы дожили до тех времен, когда «яйца учат курицу, а цыплята – петуха». Продвинутые студенты могут научить преподавателя некоторым учебным инструментам, начинают диктовать удобные для них форматы обучения. Мы уже живем внутри «префигуративной» культуры отношений (по Маргарет Мид), когда «младшие начинают учить старших».

Что касается резкого перехода на дистанционное обучение, думаю, студенты не испытали особого стресса. Ведь часть текущих учебных курсов у многих преподавателей уже была запущена с дополнительным дистанционным форматом. Главное, постоянно поддерживать со студентами контакт и управлять их самостоятельной работой, не пускать все на самотек. Распределить нагрузку, составить расписание контрольных и формы отчетных мероприятий по дисциплинам. И, разумеется, не забывать интересоваться их здоровьем!

Некоторые студенты неправильно поняли ситуацию и посчитали, что ввели «дополнительные каникулы», многие «раскачиваются». Необходимо их сейчас мобилизовать и настроить на занятия. В противном случае ближе к зачетной сессии наросший «вал» работы «сметет» преподавателей.

 

О рекомендациях коллегам

— Коллегам советую развивать навыки использования дистанционных форм обучения. Для этого есть видеоуроки на сайте СДО БашГУ, масса бесплатных вебинаров (в том числе на страничке нашей Цифровой мастерской преподавателя ИнЭФБ). Сейчас открыт бесплатный доступ к сотням бесплатных онлайн-курсов крупнейших вузов России. Можно найти курсы повышения квалификации и переподготовки на страничках Института непрерывного образования БашГУ и дополнительного образования Института экономики, финансов и бизнеса. Можно даже подобрать аналогичный обучающий курс с видеолекциями по своей дисциплине, подписать на него студентов и учитывать прохождение курса при осуществлении контроля и аттестации по своей дисциплине.

Считаю, что и у нашего вуза, и в целом у российского образования есть все возможности для успешного продолжения образовательного процесса. В общем, «работаем, коллеги!».